ГУБЕРНАТОР АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 декабря 2005 г. N 874-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И АМУРСКОЙ
ОБЛАСТНОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И
ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В 2006 ГОДУ
В целях реализации указаний Министра Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий от 1 ноября 2005 г. N 43-3184-5 "По
подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций на 2006 год" и совершенствования подготовки органов
управления, сил гражданской обороны и Амурской областной
территориальной подсистемы единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2006 году:
1. Утвердить прилагаемые рекомендации по подготовке органов
управления, сил гражданской обороны и Амурской областной
территориальной подсистемы единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2006 году.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя губернатора области В.В.Марценко.
Губернатор
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
Утверждены
распоряжением
губернатора
Амурской области
от 2 декабря 2005 г. N 874-р
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ И АМУРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ В 2006 ГОДУ
В целях совершенствования подготовки органов управления, сил
гражданской обороны (далее - ГО) и Амурской областной
территориальной подсистемы единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - АОТП
РСЧС) в 2006 году:
1. Главной задачей по подготовке органов управления, сил ГО и
АОТП РСЧС считать совершенствование знаний, навыков и умений,
направленных на реализацию государственной политики в области
снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций
(далее - ЧС) природного и техногенного характера в интересах
социально-экономического развития области, повышения уровня
защищенности опасных объектов инфраструктуры и населения от угроз
возникновения ЧС техногенного, природного характера и
террористических проявлений.
Основными задачами считать:
в области ГО - совершенствование нормативной правовой базы ГО с
учетом современных требований, повышение уровня подготовки органов
управления и сил ГО, создание мобильной группировки сил и средств
ГО, обеспечивающей решение задач по защите населения и территорий
в мирное и военное время;
выполнение мероприятий по повышению готовности системы
централизованного оповещения населения, защитных сооружений ГО,
создание запасов имущества ГО, внедрение современных технических
средств и технологий;
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций - дальнейшее совершенствование органов управления, сил и
средств АОТП РСЧС по реагированию на ЧС, развитию системы
мониторинга прогнозирования ЧС, выполнению приоритетных
мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий ЧС,
эффективному использованию резервов финансовых, материальных и
информационных ресурсов для ликвидации ЧС, созданию и поддержанию
необходимых условий для сохранения жизнеобеспечения пострадавшего
населения, а также осуществлению мер по чрезвычайному
гуманитарному реагированию;
в области обеспечения пожарной безопасности - осуществление
комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров
и гибели людей при пожарах, совершенствование технологий тушения
пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, внедрение
современных технических средств пожаротушения и профилактики
пожаров;
в области безопасности людей на водных объектах - повышение
эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС,
поиску и спасению людей, охране жизни людей и окружающей среды на
водных объектах области.
2. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных
районов, председателям комиссий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности (далее -
КЧС и ПБ), руководителям областных государственных учреждений и
организаций основные усилия по подготовке органов управления, сил
ГО и звеньев АОТП РСЧС в 2006 году направить на:
совершенствование нормативной правовой и методической базы, а
также механизмов ее практической реализации в области ГО и защиты
населения и территорий области от ЧС;
повышение защищенности критически важных для национальной
безопасности страны объектов, обратив особое внимание на
гармонизацию нормативно-правовой базы федерального, регионального
и муниципального уровней с учетом разграничения полномочий и
ответственности администрации области и органов местного
самоуправления;
организацию эффективного взаимодействия с Главным управлением
МЧС России по Амурской области в рамках АОТП РСЧС и решения задач
по ГО;
реализацию мероприятий переходного периода, предусмотренных
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", в целях подготовки органов местного самоуправления к
решению вопросов местного значения в области ГО, защиты населения
и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и
безопасности людей на водных объектах, закрепленных указанным
Федеральным законом;
применение новых методов защиты населения и территорий от ЧС на
основе стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС,
экономических механизмов регулирования этой деятельности,
комплексного применения новых технологий и технических средств
защиты;
развитие нормативных правовых, научно-методических и
организационных основ управления природными и техногенными рисками
ЧС с учетом особенностей территорий;
повышение эффективности способов защиты населения, материальных
и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий;
усиление контроля за поддержанием в готовности защитных
сооружений ГО и накопленных запасов имущества ГО организациями;
повышение уровня персональной подготовки руководителей и
специалистов ГО и АОТП РСЧС, их профессиональной выучки и
готовности к действиям в ЧС, решениям задач ГО;
подготовку эвакуационных органов всех уровней к выполнению
эвакуационных мероприятий в установленные планами сроки с
практической отработкой в ходе учений и тренировок задач по
экстренной эвакуации рабочих и служащих организаций и
неработающего населения в безопасные районы.
Обеспечить:
реализацию на региональном, муниципальном и объектовом уровнях
мероприятий по повышению безопасного поведения людей на воде,
поиска и спасения людей во внутренних водах области;
рассмотрение на заседаниях комиссий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной
безопасности (далее - КЧС и ПБ) не реже 1 раза в год вопросов
безопасного поведения людей на воде, организации поиска и спасения
людей во внутренних водах области;
совершенствование системы обеспечения безопасности туристов,
принятие мер к созданию и развитию нормативной правовой базы,
регулирующей туристскую деятельность в области;
тесное взаимодействие организаций, занимающихся туристской
деятельностью, с аварийно-спасательными формированиями по вопросам
обеспечения безопасности туристов;
реализацию мероприятий по повышению защищенности критически
важных для национальной безопасности страны объектов
инфраструктуры и населения в соответствии с решением президиума
Государственного совета Российской Федерации (протокол от 13
ноября 2003 г. N 4), а также региональных целевых программ
снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и
техногенного характера на период до 2010 года и совершенствования
системы страховой защиты населения и территорий от ЧС природного и
техногенного характера в Амурской области;
создание в резервах области и муниципальных образований для
ликвидации ЧС (в том числе и на договорной основе) запасов
дегазирующих, дезинфицирующих, дезактивирующих веществ и растворов
в объемах, необходимых и достаточных для ликвидации последствий ЧС
на химически опасных объектах;
подготовку органов управления, сил ГО и звеньев АОТП РСЧС с
учетом комплексной оценки особенностей возникновения опасностей и
угроз на критически важных для национальной безопасности страны
объектах инфраструктуры в крупномасштабных ЧС;
принятие необходимых мер по совершенствованию управления
природной и техногенной безопасностью территорий.
Организовать во взаимодействии с заинтересованными
территориальными органами федеральных органов исполнительной
власти, научными учреждениями и организациями:
проведение работ по обеспечению радиационной, химической и
биологической безопасности, предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов на территориях муниципальных
образований;
проверку полноты и качества разработки планов взаимодействия
сил и средств, предназначенных для поиска и спасения людей,
терпящих бедствие на водных бассейнах области, обратив особое
внимание на вопросы фактического наличия сил и средств, указанных
в планах.
Активизировать работу по:
сохранению на территориях в государственной собственности фонда
защитных сооружений ГО. Принять действенные меры по возврату и
закреплению в государственной собственности защитных сооружений
ГО, незаконно включенных в имущественные комплексы
приватизированных организаций, и недопущению утраты существующего
фонда убежищ и противорадиационных укрытий;
приведению действующего законодательства Амурской области и
нормативных правовых актов муниципальных образований в сфере ГО,
защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной
безопасности и безопасности людей на водных объектах в
соответствие федеральному законодательству;
реализации мероприятий по поддержанию устойчивого
функционирования организаций;
переоснащению и дооснащению нештатных аварийно-спасательных
формирований.
Подготовку сил ГО и звеньев АОТП РСЧС осуществлять на основе
комплексного использования новейших образцов техники, применения
современных технических средств и технологий аварийно-спасательных
работ и боевых действий по тушению пожаров.
При планировании мероприятий по защите территорий и населения
от ЧС природного и техногенного характера учитывать возможности
общественных спасательных формирований по ведению аварийно-
спасательных работ, активнее привлекать их к профилактическим
мероприятиям по обеспечению безопасности населения, особенно в
периоды паводковой опасности, угрозы возникновения лесных пожаров
в местах массового отдыха и туризма.
Организовать и провести корректировку планов ГО и защиты
населения, планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в
муниципальных образованиях и в организациях, обратив особое
внимание на качество их разработки и полноту выполнения
запланированных мероприятий, вопросы прогнозирования ЧС с учетом
особенностей территорий.
Продолжить работу по реализации целевых программ в сфере защиты
населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и
безопасности людей на водных объектах.
Проводить работу по уточнению районов эвакуации,
совершенствованию приемов и способов эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
Разрабатывать варианты возможного сокращения сроков проведения
эвакуационных мероприятий.
Соблюдать требования по содержанию, использованию в мирное
время и эксплуатации защитных сооружений ГО, принимать меры по
поддержанию их в постоянной готовности к использованию по
предназначению, не допускать случаев необоснованного и
преждевременного списания.
Планировать и проводить работу по дооборудованию существующих
защитных сооружений ГО согласно требованиям норм инженерно-
технических мероприятий ГО.
Способствовать реализации первоочередных мер по противопожарной
защите жилых помещений, объектов здравоохранения, образования и
транспорта.
Организовывать проведение соревнований учащихся "Школа
безопасности", "Юные добровольные пожарные дружины" и полевых
лагерей "Юный спасатель", а также конкурсов "Учитель года по курсу
"Основы безопасности жизнедеятельности", обеспечивать их
материальную и финансовую поддержку.
В целях пропаганды деятельности в сфере ГО, предупреждения и
ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности
людей на водных объектах сосредоточить усилия на совершенствовании
форм и методов информационного обеспечения, активнее использовать
возможности электронных, печатных средств массовой информации,
наружной рекламы.
2.1. Основными формами оперативной подготовки органов
управления ГО и звеньев АОТП РСЧС определить:
командно-штабные учения (далее - КШУ);
командно-штабные (штабные) тренировки (далее - КШТ (ШТ));
тренировки, сборы, групповые и практические занятия.
Учения и тренировки по выполнению задач в сфере защиты
населения и территорий от ЧС, в том числе вызванных
террористическими акциями, проводить с периодичностью и
продолжительностью, определенными постановлением Правительства
Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке
населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера".
Внедрять в практику проведение многостепенных учений
(тренировок). В год, когда не проводятся КШУ, проводить КШТ (ШТ).
Участие нижестоящих организаций (территориальных органов) в
многостепенных учениях (тренировках) засчитывать за проведенные
КШУ (КШТ) в текущем году.
При проведении учений и тренировок особое внимание уделять
оценке реальности имеющихся планов ГО и защиты населения, планов
действий по предупреждению и ликвидации ЧС, организации
взаимодействия при ликвидации ЧС и выполнению мероприятий по
первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.
При планировании учений и тренировок предусматривать выполнение
мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и звеньев
АОТП РСЧС в различные степени готовности, защите населения и
территорий от ЧС, переводу ГО с мирного на военное время, защите
населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, а также по
вопросам ликвидации последствий террористических акций во
взаимодействии с администрацией области и территориальными
органами федеральных органов исполнительной власти.
Темы учений и тренировок определять исходя из особенностей
территорий и задач, выполняемых звеньями АОТП РСЧС. В ходе учений
и тренировок предусматривать отработку вопросов ликвидации
техногенных ЧС и террористических акций на железнодорожном
транспорте, а также природных ЧС, вызванных землетрясениями и
другими стихийными бедствиями.
В городских округах и муниципальных районах спланировать и
провести под руководством глав администраций, председателей
комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности:
одно командно-штабное учение с органами управления
муниципальных образований. В ходе проведения командно-штабных
учений планировать и проводить комплексные учения и тренировки с
группами объектов экономики (в т.ч. с привлечением потенциально
опасных объектов) городских и сельских поселений
продолжительностью до 3 суток (1 раз в 3 года);
одно комплексное учение городского округа, муниципального
района продолжительностью до двух суток (1 раз в 3 года);
одну штабную тренировку с комиссией по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности администрации города, района продолжительностью до 1
суток;
одну штабную тренировку с эвакуационной (эвакоприемной)
комиссией городского округа, муниципального района
продолжительностью до 1 суток;
три тренировки с поселковыми и объектовыми звеньями АОТП РСЧС в
действиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера (наводнения, природные пожары, аварии на
системах жизнеобеспечения населения) продолжительностью до 8
часов;
два - три КШУ с органами управления городских и сельских
поселений;
одно - два комплексных учения с органами управления и силами
городских и сельских поселений;
одно - два тактико-специальных учения с аварийно-спасательными
формированиями (далее - АСФ), нештатными аварийно-спасательными
формированиями (далее - НАСФ) продолжительностью до 8 часов;
две тренировки с силами, привлекаемыми для ликвидации
последствий террористических актов, продолжительностью до 8 часов;
три комплексные проверки объектов экономики, городских и
сельских поселений по вопросам гражданской обороны, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной
безопасности и безопасности людей на водных объектах
продолжительностью до 3 суток;
учебно-методический сбор с руководителями органов местного
самоуправления городских и сельских поселений, руководителями,
председателями комиссий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
организаций, специалистами по делам ГО и ЧС организаций
продолжительностью до 8 часов.
Органам местного самоуправления городских и сельских поселений,
руководителям организаций спланировать и провести:
одно командно-штабное учение или одну штабную тренировку с
органами управления городских и сельских поселений и организаций
продолжительностью до 1 суток;
одно тактико-специальное учение с аварийно-спасательными
формированиями (1 раз в 3 года), с формированиями повышенной
готовности (1 раз в год) до 8 часов;
одно комплексное учение продолжительностью до 2 суток с
периодичностью 1 раз в 3 года проводить в поселениях и
организациях, имеющих опасные производственные объекты, в лечебно-
профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других
организациях 1 раз в 3 года проводить тренировки
продолжительностью до 8 часов;
в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального,
среднего и высшего профессионального образования проводить 1
тренировку в год продолжительностью до 8 часов.
Перед началом характерных для территорий муниципальных
образований чрезвычайных ситуаций (весенний паводок, природные
пожары, аварии на коммунально-энергетических сетях в осенне-зимний
период и т.д.) спланировать с городскими и сельскими поселениями,
организациями проведение тренировок по прогнозированию возможной
обстановки, обмену информацией с учреждениями, входящими в
городские и районные звенья АОТП РСЧС, реагированию на возникающие
ЧС.
В ходе сборов проводить:
с руководителями органов местного самоуправления - практические
занятия по действиям должностных лиц органов местного
самоуправления и КЧС и ПБ при ликвидации аварий на потенциально
опасных объектах и организации защиты населения в ЧС;
с руководителями организаций - показные занятия с аварийно-
спасательными формированиями по ликвидации ЧС и организации
эвакуации рабочих и служащих;
с руководителями организаций с негосударственной формой
собственности - занятия с рабочими и служащими по действиям при
возникновении ЧС.
2.2. При подготовке органов управления и АСФ основные усилия
направить:
на дальнейшее совершенствование практических навыков спасателей
и пожарных при проведении аварийно-спасательных и других
неотложных работ в различных ситуациях;
на углубление ими знаний тактики действий и организации
взаимодействия в сложных условиях обстановки.
Обучение АСФ проводить в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О
подготовке населения в области защиты от ЧС природного и
техногенного характера" и утвержденными примерными программами
обучения.
Оказывать методическую помощь и координировать деятельность
молодежных общественных объединений, ведущих работу по подготовке
спасателей, активизировать работу по созданию условий для
подготовки и деятельности спасателей - общественников.
При планировании мероприятий по подготовке АСФ не менее 1 раза
в период обучения проводить тренировки и учения по оказанию помощи
туристам, терпящим бедствие, в условиях природной среды с учетом
особенностей территорий.
Тактико-специальные и другие учения, тренировки проводить в
условиях, максимально приближенных к реальным, обращая особое
внимание на отработку вопросов централизованного управления силами
и средствами в зоне ЧС.
Уделять пристальное внимание деятельности аварийно-спасательных
служб, АСФ в части контроля за их созданием, организацией учебного
процесса, аттестацией, регистрацией, готовностью к реагированию на
ЧС и проведением работ по их ликвидации. Не допускать деятельности
аварийно-спасательных формирований, не прошедших в установленном
порядке аттестацию и регистрацию.
Совершенствовать систему взаимодействия АСФ с поисково-
спасательными формированиями и ГИМС МЧС России, подразделениями
пожарной охраны (далее - ПО), общественными организациями
спасательного профиля.
При подготовке АСФ и профессиональных спасателей независимо от
ведомственной принадлежности руководствоваться программами
подготовки, утвержденными Межведомственной комиссией по аттестации
АСФ, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке,
уделив особое внимание специальной и морально-психологической
подготовке личного состава к действиям в ЧС.
Территориальной аттестационной комиссии при первичной и
периодической аттестации проводить проверки знания руководителями
и личным составом АСФ правил, норм и инструкций по проведению
аварийно-спасательных работ, их практических навыков, физических и
морально-волевых качеств по соответствующим квалификациям.
Особое внимание при аттестации обращать на техническую
оснащенность АСФ, уровень подготовленности спасателей и наличие у
них соответствующих аттестационных документов на право ведения
аварийно-спасательных работ.
Подготовку руководителей и специалистов органов управления ГО и
звеньев АОТП РСЧС, а также учреждений и организаций, использующих
и содержащих средства индивидуальной защиты, приборы радиационной,
химической разведки и дозиметрического контроля в интересах ГО,
осуществлять в соответствии с приказом МЧС России от 27 мая 2003
г. N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил
использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов
радиационной, химической разведки и контроля".
2.3. Подготовку органов повседневного управления обеспечить на
основе дальнейшего развития правовой основы деятельности единых
дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) на базе единого
телефонного номера "01".
Дальнейшее развитие ЕДДС организовать в соответствии с
Концепцией развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах
Российской Федерации, утвержденной приказом МЧС России от 10
сентября 2002 г. N 428 и планами развития ЕДДС на территориях
городских округов и муниципальных районов, разрабатываемых Главным
управлением МЧС России по Амурской области.
В работе по развитию ЕДДС основные усилия направить на:
внедрение типовых проектных решений создания и оснащения ЕДДС;
развитие автоматизированных информационно-управляющих систем
сбора, обработки, оценки и передачи информации в вышестоящие и
взаимодействующие органы управления АОТП РСЧС;
совершенствование нормативной правовой базы ЕДДС, разработку
(корректировку) алгоритмов работы, инструкций и справочных
материалов для дежурного персонала ЕДДС;
совершенствование алгоритмов взаимодействия диспетчерских
служб, систем учета сведений о работе ЕДДС по вопросам приема,
обработки, передачи и перераспределения информации между
диспетчерскими службами и аварийно-спасательными формированиями,
реагирования на возникающие ЧС и происшествия;
оснащение ЕДДС современными средствами связи;
включение ЕДДС различного уровня в единую ведомственную
цифровую сеть связи МЧС России;
развертывание информационно-навигационных систем в интересах
пожарно-спасательных подразделений и ГИМС;
организацию прямых связей ЕДДС:
с подразделениями пожарной охраны (далее - ПО) и поисково-
спасательными службами;
с потенциально-опасными объектами;
дежурными службами территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти и организаций.
Через средства массовой информации довести до населения
информацию о создании единой дежурно-диспетчерской службы на базе
единого телефонного номера "01".
Принять действенные меры по повышению уровня оперативного
реагирования и осуществления своевременных и обоснованных действий
при возникновении ЧС, вызванных авариями и террористическими
акциями на радиационно, химически и биологически опасных объектах
(далее - РХБОО), обеспечению укомплектованности ЕДДС аварийными и
аварийными медицинскими карточками на все аварийно-, химически
опасные вещества и радиационные грузы, перечнями РХБОО с
прогнозируемыми последствиями ЧС.
Не допустить снижения уровня оперативного реагирования на
возникающие пожары при изменении статуса телефона "01".
Подготовку оперативно-диспетчерского персонала ЕДДС вести с
учетом их функционирования на базе телефонного номера "01" по
новым программам обучения.
Ежемесячно анализировать состояние дел по созданию, внедрению и
эксплуатации ЕДДС, подготовке их персонала. Обобщенные данные о
работе ЕДДС представлять до 15 числа каждого месяца в Главное
управление МЧС России по Амурской области.
2.4. При подготовке НАСФ основные усилия сосредоточить на
практическом овладении личным составом приемами и способами
действий по защите населения, материальных и культурных ценностей
от опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий.
Повысить уровень подготовки и профессиональной выучки НАСФ по
выполнению мероприятий по обеспечению радиационной, химической и
биологической (далее - РХБ) защиты, совершенствовать практические
навыки руководителей и специалистов звеньев АОТП РСЧС по
реагированию и действиям в ЧС на радиационно, химически и
биологически опасных объектах, в том числе вызванных
террористическими акциями с применением радиоактивных, опасных
химических веществ и биологических поражающих агентов в местах
массового пребывания людей.
Подготовку руководителей НАСФ осуществлять в областном учебно-
методическом центре по ГО и ЧС и на курсах ГО, обратив особое
внимание на выработку умений и навыков по приведению в готовность
личного состава к действиям по предназначению, выполнению
специальных задач в ходе проведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ (далее - АСДНР) в районах ЧС и очагах поражения.
Предусмотреть подготовку руководителей НАСФ в ходе проведения с
ними сборов по специальной подготовке. Для каждого такого сбора
разрабатывать специальные программы в объеме 36 учебных часов.
Занятия в ходе сборов проводить на учебно-материальной базе
областного учебно-методического центра по ГО и ЧС или
непосредственно в организациях по профилю деятельности (при
условии наличия подготовленной учебно-материальной базы в
организации).
Проверять готовность НАСФ на занятиях, контрольных проверках,
учениях и тренировках по ГО, а также в ходе проверок состояния
готовности ГО.
Совершенствовать вопросы организации и обеспечения
взаимодействия НАСФ, создаваемых в муниципальных образованиях, с
областными формированиями и формированиями МЧС России при
планировании совместного выполнения задач ГО.
Руководителям органов управления гражданской защиты и пожарной
безопасности городских округов и муниципальных районов сведения по
подготовке НАСФ представить в управление гражданской защиты и
пожарной безопасности администрации области до 10 декабря 2006
года.
2.5. Главной задачей в подготовке поисково-спасательных
формирований (далее - ПСФ) считать дальнейшее повышение их
готовности к ведению поисково-спасательных работ в ЧС природного и
техногенного характера.
При подготовке ПСФ основные усилия направить на:
постоянное совершенствование учебного процесса, повышение его
качества, развитие учебно-материальной базы и эффективности ее
использования;
организацию изучения и внедрения передового опыта лучших ПСФ по
организации подготовки спасателей.
Подготовку руководителей ПСФ направить на выработку
организаторских и методических навыков проведения комплекса
мероприятий по организации деятельности подчиненных формирований к
выполнению задач по предназначению.
Основными формами подготовки руководителей считать:
повышение квалификации в учебных учреждениях МЧС России;
участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках,
комплексных и целевых проверках, а также реагирование на ЧС.
Повышение квалификации начальников ПСФ и их заместителей
осуществлять в Институте развития МЧС России, Академии гражданской
защиты МЧС России, спасательных центрах МЧС России и на учебных
сборах, проводимых региональным центром.
Профессиональную подготовку спасателей организовывать и
проводить в соответствии с Программой профессиональной подготовки
МЧС России (издания 1999 года) в местах постоянной дислокации ПСФ.
К проведению занятий привлекать спасателей не ниже 2-го класса,
преподавателей (специалистов) образовательных учреждений, других
организаций соответствующего профиля на договорной основе.
Учебная нагрузка должна составлять не менее 24 часов в месяц.
Продолжительность учебного часа - 45 минут.
Занятия по теоретической и практической подготовке спасателей
проводить не менее 6 учебных часов в неделю в дни, определенные
приказами руководителей организаций.
При проведении практических занятий основное внимание обратить
на приобретение навыков и умений при проведении аварийно-
спасательных работ и соблюдение правил и мер безопасности.
На учениях и тренировках практически отрабатывать вопросы
взаимодействия с территориальными и ведомственными АСФ.
Повышение квалификации спасателей проводить в учебных
заведениях и на базах спасательных центров МЧС России.
Спасателей, подготовка которых требует специальной подготовки с
выдачей квалификационных документов (водолазов, водолазных врачей,
водолазных специалистов, парамедиков, газоспасателей, водителей
маломерных судов и др.), направлять для обучения на договорной
основе в образовательные учреждения, имеющие соответствующие
лицензии.
Первоначальное обучение спасателей, вновь принятых на работу,
проводить в соответствии с Программой первоначальной подготовки
спасателей МЧС России (издания 1999 года) на базе областного
учебно-методического центра по ГО и ЧС или в составе своих
формирований.
Квалификационные испытания (зачеты) по водной, горной,
десантной и воздушно-десантной подготовке планировать и проводить
1 раз в полгода в период учебных сборов.
Не реже 1 раза в полгода проводить учебные пожарные тренировки
спасателей согласно плану противопожарной защиты территории
(объекта) во взаимодействии с территориальными подразделениями
пожарной охраны.
Один раз в месяц проводить тренировки спасателей по отработке
нормативов по оказанию первой медицинской помощи в ЧС.
Психологическую подготовку спасателей направить на формирование
морально-психологических качеств, развивающих выносливость и
позволяющих переносить длительные физические и психологические
нагрузки при проведении поисково-спасательных работ в зонах ЧС.
Десантную подготовку спасателей осуществлять на учебных сборах
регионального уровня. Основным методом обучения определить
практические занятия по отработке нормативов выполнения
беспарашютного десантирования с вертолетов в труднодоступные
районы (для формирований спасателей, имеющих соответствующее
спусковое снаряжение и допуски для проведения десантирования).
Практические занятия с применением спусковых устройств из
вертолета планировать не менее 3 раз в каждый период обучения.
Воздушно-десантную подготовку спасателей проводить в ПСФ,
имеющих в штате подготовленных и аттестованных инструкторов, а
также соответствующее снаряжение и допуски личного состава для
выполнения прыжков с парашютом.
Горную подготовку спасателей направить на отработку навыков
передвижения по всем видам горного рельефа с применением
альпинистских спасательных технологий. Особое внимание уделить на
отработку приемов и способов организации страховки и
самостраховки. Практические занятия по горной подготовке проводить
в период учебных сборов регионального уровня. Отдельные разделы
программ отрабатывать в местах постоянной дислокации формирований
с учетом специфики и особенностей территории.
Практические занятия спасателей по водной подготовке проводить
в период учебных сборов регионального уровня. Отдельные разделы
программ подготовки отрабатывать непосредственно в местах
постоянной дислокации формирований с учетом особенностей местных
водных акваторий.
В ходе занятий учить спасателей правилам поведения на воде,
эксплуатации водных судов, организации безопасного плавания,
особенностям спасения и оказания первой медицинской помощи людям,
пострадавшим на воде. Особое внимание уделить обучению правилам и
мерам безопасности при сплавах по рекам повышенной сложности
прохождения.
Первоначальное обучение и повышение квалификации спасателей-
водолазов и врачей по медицинскому обеспечению водолазных
спусковых работ проводить в условиях специализированных учебных
центров (организаций) на договорной основе в соответствии с
утвержденными программами по водолазной подготовке и Едиными
правилами безопасности труда на водолазных работах. Учебно-
тренировочные сборы водолазов-спасателей ПСФ с тренировочными
погружениями и отработкой учебных задач проводить не реже 1 раза в
полгода.
В ходе технической подготовки спасателей основные усилия
направить на отработку навыков эксплуатации автотранспорта,
аварийно-спасательного оборудования, средств связи в условиях ЧС,
умение оперативно устранять неисправности, профессионально
осваивать новые виды аварийно-спасательного оборудования и
техники. Особое внимание обратить на соблюдение мер безопасности
при работе с оборудованием, не допускать эксплуатацию аварийно-
спасательного инструмента и оборудования, не освидетельствованного
органами Гостехэнергонадзора.
Подготовку спасателей ПСФ к работе с аварийно-, химически
опасными веществами осуществлять на базе учебно-методического
центра по ГО и ЧС области, а также в ходе плановых теоретических и
практических занятий в местах постоянной дислокации.
Практическую работу с аварийно-, химически опасными веществами
осуществлять после аттестации на данный вид работ и при надлежащей
технической оснащенности спасателей.
Занятия по физической подготовке проводить 2 раза в неделю по 2
часа. Особое внимание уделить развитию силовой выносливости,
умению длительно переносить высокие физические и психологические
нагрузки. Контрольные занятия по физической подготовке со
спасателями проводить 1 раз в месяц под руководством руководителей
ПСФ с принятием зачетов, отработкой нормативов и выставлением
оценок. Полученные оценки учитывать при последующей аттестации
спасателей.
Время между зимним и летним периодами обучения использовать для
развития и совершенствования учебно-материальной базы ПСФ,
проведения необходимых работ по обустройству (ремонту) спортивных
городков и тренажерных комплексов.
Проверку качества выполнения учебных планов и программ, уровня
подготовки спасателей осуществлять комплексными группами в ходе
плановых (не реже 1 раза в год) и внеплановых проверок, а также в
ходе сборов, учений и соревнований.
2.6. Организацию боевой подготовки и проведения занятий в
подразделениях ПО организовать в соответствии с планами боевой
подготовки на год и тематическими планами занятий.
Сотрудников (работников) ПО, впервые принимаемых на должности,
обучать по Примерной программе специального первоначального
обучения (издания 2002 года) в составе подразделений ПО.
Боевую подготовку сотрудников ПО проводить по караулам
(дежурным сменам) в период боевого дежурства.
В документах планирования отражать вопросы подготовки личного
состава дежурных смен подразделений ПО на год, проведение пожарно-
тактических учений, занятия с пожарными расчетами по решению
пожарно-тактических задач, тренировки со звеньями газодымозащитной
службы.
Боевую подготовку личного состава специализированных пожарных
частей по тушению крупных пожаров проводить в порядке,
определенном Программой подготовки личного состава подразделений
государственной противопожарной службы (далее - ГПС) издания 2003
г., а также в соответствии с функциями и задачами, возложенными на
эти подразделения.
Совместную подготовку подразделений ПО в масштабах гарнизонов
пожарной охраны проводить в ходе пожарно-тактических учений и
тренировок под руководством начальника Главного управления МЧС
России по Амурской области.
Пожарно-тактические учения проводить в соответствии с
Методическим указаниями по тактической подготовке начальствующего
состава ГПС (издания 2002 г.). К участию в пожарно-тактических
учениях привлекать все караулы (дежурные смены) подразделений ПО.
В ходе пожарно-тактических учений и занятий отрабатывать вопрос
оперативного реагирования на возникающие пожары, взаимодействия с
диспетчерами ЕДДС, обобщать и распространять положительный опыт
этой работы.
Пожарно-тактические учения проводить с:
центром управления силами ПО, центром управления в кризисных
ситуациях Главного управления МЧС России по Амурской области,
службой пожаротушения АОТП РСЧС не реже 1 раза в год;
каждым подразделением ПО не реже 1 раза в год;
подразделениями ПО в масштабе гарнизонов пожарной охраны не
реже 2 раз в год.
Показные пожарно-тактические учения проводить с подразделениями
ГПС в масштабе гарнизонов пожарной охраны не реже 2 раз в год.
Контрольно-проверочные пожарно-тактические учения проводить с
подразделениями ПО в масштабе гарнизонов пожарной охраны не реже 1
раза в год при подведении итогов боевой подготовки за год.
Пожарно-тактические учения с опорными пунктами пожаротушения
проводить не реже 1 раза в год в порядке, определенном начальником
Главного управления МЧС России по Амурской области.
Количество тренировочных занятий с личным составом
подразделений ПО по решению пожарно-тактических задач определять с
расчетом, чтобы каждый начальник подразделения ПО выступил в роли
руководителя тушения пожара не менее 2 раз в период обучения.
Контрольно-проверочные занятия по решению пожарно-тактических
задач проводить не менее 2 раз в год для каждого караула (дежурной
смены), а также при инспектировании гарнизонов и подразделений ПО.
Начальникам подразделений ПО при проведении занятий с выездом
на объекты проводить корректировку планов пожаротушения объектов и
карточек тушения пожаров, а также проверку исправности систем
пожарного водоснабжения.
Медицинскую подготовку личного состава подразделений ПО
проводить в соответствии с утвержденными программами боевой
подготовки.
Подразделения связи готовить к обеспечению оперативно-
диспетчерской связи с подразделениями ПО, передаче и приему
информации с места работы подразделений, обеспечению надежной
связи с подразделениями и службами, взаимодействующими с ПО.
2.7. В городских округах и муниципальных районах на основе
настоящих рекомендаций до 20 декабря 2005 года разработать
организационно-распорядительные документы по подготовке органов
управления, сил ГО и звеньев АОТП РСЧС, до 25 декабря 2005 года
разработать планы основных мероприятий по ГО, предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной
безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006 год.
В организациях разработку планов основных мероприятий по ГО,
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению
пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, их
согласование и утверждение завершить к 30 декабря 2005 года.
Планы согласовать:
руководителям структурных подразделений администрации области и
областных организаций, главам городских округов и муниципальных
районов, руководителям отделений железных дорог,
гидроэлектростанций - с управлением гражданской защиты и пожарной
безопасности администрации Амурской области и с Главным
управлением МЧС России по Амурской области;
руководителям городских и сельских поселений и организаций - с
городскими и районными органами управления гражданской защиты и
пожарной безопасности.
3. Управлению гражданской защиты и пожарной безопасности
администрации области (С.В.Прилипко) запланировать проведение с
муниципальными образованиями и организациями под руководством
губернатора области и его заместителей следующих мероприятий:
комплексные проверки состояния гражданской обороны, вопросов
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 3 муниципальных
районов (Михайловский, Тамбовский, Тындинский);
комплексное учение с органами управления и силами ГО и звена
АОТП РСЧС Благовещенского района;
командно-штабное учение с органами управления ГО и звена АОТП
РСЧС Бурейского района;
штабные тренировки с органами управления ГО 2 муниципальных
районов (Мазановский, Серышевский);
два учебно-методических сбора с начальниками управлений и
отделов гражданской защиты и пожарной безопасности городских
округов и муниципальных районов, специалистами по вопросам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям департаментов,
управлений администрации области и организаций;
одно тактико-специальное учение с поисково-спасательным отрядом
Амурского центра гражданской защиты и пожарной безопасности;
одно тактико-специальное учение с территориальными аварийно-
спасательными формированиями (Михайловский район);
тренировки с органами управления и сил районных звеньев АОТП
РСЧС по ликвидации последствий террористических акций (Тамбовский,
Тындинский районы);
два занятия с членами эвакуационной комиссии области и
руководителями эвакуационных (эвакоприемных комиссий) городских
округов и муниципальных районов;
командно-штабную тренировку с эвакуационной комиссией области;
учебно-методический сбор по подведению итогов деятельности
органов исполнительной власти по осуществлению мероприятий
гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей
на водных объектах в 2006 году и постановке задач на 2007 год.
4. Руководителям департаментов и управлений администрации
области, руководителям областных государственных учреждений и
организаций обеспечить участие специалистов по вопросам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в проведении
мероприятий, указанных в п. 3.
5. Начало учебного года установить с 11 января 2006 года,
окончание учебного года - 30 ноября 2006 года.
|