МИНИСТЕРСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
АМУРСКОЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
15 марта 2000 г. N 02-360
Амурскому областному отделению
Российской транспортной инспекции
Председателю правления
общественной организации
"Союзавто"
РЕШЕНИЕ
10 марта 2000 года г. Благовещенск
Комиссия Амурского территориального управления МАП России по
рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в
составе:
Яковлева Т.И. - председатель комиссии, заместитель руководителя
управления;
члены комиссии:
Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за соблюдением
антимонопольного и рекламного законодательств, поддержке
предпринимательства;
Богуш В.П. - главный специалист АМО;
Мельникова В.И. - специалист I категории АМО;
Македон Н.Г. - специалист II категории АМО,
рассмотрев дело N А-7/3099 о нарушении Амурским областным
отделением Российской транспортной инспекции пункта 1 статьи 7
Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках", установила:
6 сентября 1999 года в Амурское территориальное управление МАП
России поступило заявление от общественной организации "Союзавто",
объединяющей частных предпринимателей, осуществляющих перевозки
пассажиров автомобильным транспортом на территории города
Благовещенска, в котором содержится просьба защитить интересы
частных предпринимателей от действий транспортной инспекции,
нарушающих требования Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках". Из заявления
следовало, что частные предприниматели, осуществляющие перевозку
автотранспортом на территории г. Благовещенска, вынуждены
бесплатно перевозить пассажиров, имеющих право льготного проезда,
не получая возмещения связанных с этим затрат. Транспортная
инспекция привлекает частных перевозчиков к административной
ответственности (вплоть до приостановления действия лицензии) за
отказ бесплатно перевозить пассажиров - льготников (без возмещения
затрат, связанных с их перевозкой), квалифицируя такой отказ как
нарушение лицензионных условий. Такие действия транспортной
инспекции приводят к устранению частных предпринимателей с рынка
услуг по перевозке пассажиров автотранспортом в г. Благовещенске и
ущемлению их интересов.
Амурское областное отделение Российской транспортной инспекции
(далее - транспортная инспекция) осуществляет в рамках
предоставленных ему полномочий контроль за соблюдением условий,
предусмотренных лицензией, в порядке, устанавливаемом
Министерством транспорта РФ. Такой порядок утвержден приказом
Минтранса РФ от 24 июля 1997 г. N 82 (зарегистрирован в Минюсте 27
августа 1997 г. N 1379). Согласно п. 7 указанного Порядка,
контроль за соблюдением условий, предусмотренных в лицензии,
проводится путем осмотра автотранспортных средств,
производственных помещений, оборудования, используемых для
осуществления лицензируемой деятельности, проверки технологических
процессов и изучения документов, характеризующих состояние
выполнения владельцем лицензии установленных в ней условий.
Осуществление контроля за соблюдением правил перевозки пассажиров
входит в полномочия транспортной инспекции независимо от контроля
за соблюдением условий лицензирования.
На основании статей 157-3 и 209-2 Кодекса РСФСР "Об
административных правонарушениях" транспортная инспекция вправе
привлечь лиц, нарушающих условия, предусмотренные в специальном
разрешении (лицензии).
В августе текущего года транспортная инспекция привлекла к
ответственности за нарушение ст. 157-3 КоАП РСФСР 10
предпринимателей, вменив им в вину несоблюдение условий
лицензирования, предусмотренных лицензией (нарушение правил
перевозки пассажиров по льготным удостоверениям). Статьей 7 Закона
РФ "О безопасности дорожного движения" установлено, что перевозка
пассажиров и грузов подлежит лицензированию в целях обеспечения
безопасности дорожного движения. Положение о лицензировании
пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме
международных) в Российской Федерации, утвержденное постановлением
Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 295, в качестве одной из
целей лицензирования выдвигает также защиту интересов потребителей
этих услуг. Для достижения этой цели органам исполнительной власти
субъектов РФ дано право по согласованию с заявителем вносить в
лицензию особые условия, обеспечивающие защиту интересов
потребителей автотранспортных услуг. Иными словами, в отдельных
случаях, при согласии лицензиата, в лицензию может быть внесено
условие об обязательной перевозке пассажиров и багажа по обращению
любого гражданина или юридического лица. В лицензиях, выданных
транспортной инспекцией индивидуальным предпринимателям,
осуществляющим перевозки пассажиров и багажа на территории г.
Благовещенска, условие об обязательной перевозке пассажиров,
имеющих право льготного проезда в автотранспорте общего
пользования, отсутствует. Следовательно, можно сделать вывод о
том, что перевозчики, отказываясь перевозить пассажиров -
льготников бесплатно, не нарушали условий лицензирования, и
транспортной инспекцией в данном случае неправильно применена
норма законодательства об административных правонарушениях (ст.
157-3 КоАП РСФСР). Таким образом, предприниматели, на которых
транспортной инспекцией были наложены административные взыскания
за упомянутые нарушения, вправе обжаловать постановления в
порядке, установленном законодательством.
Кроме того, транспортная инспекция не вправе принуждать частных
перевозчиков осуществлять перевозку льготной категории пассажиров
бесплатно, без получения ими возмещения связанных с этим затрат,
по следующим основаниям:
отдельными федеральными законами установлено право определенных
категорий населения, сотрудников соответствующих министерств и
ведомств бесплатно пользоваться на территории Российской Федерации
всеми видами общественного транспорта, кроме такси. Таким образом,
индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки
пассажиров и багажа на территории г. Благовещенска, не вправе
требовать плату с пассажиров, имеющих право льготного проезда в
транспорте общего пользования. Вместе с тем пунктом 1 ст. 790
Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за
перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата,
пунктом 5 этой же статьи определено, что в случаях, когда в
соответствии с законодательством или иными правовыми актами
установлены льготы или иные преимущества по провозной плате за
перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим
расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств
соответствующего бюджета. Соответственно, плату за проезд
перевозчик должен получать либо от пассажира, либо из средств
соответствующего бюджета в форме возмещения затрат, связанных с
перевозкой льготных категорий пассажиров. Безвозмездная перевозка
пассажиров - льготников, то есть за счет личных средств
перевозчика, не предусмотрена законодательством Российской
Федерации, более того противоречит пункту 1 статьи 34 Конституции
Российской Федерации, которым установлено, что каждый имеет право
на свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом
экономической деятельности.
Хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозку пассажиров в
г. Благовещенске немуниципальным транспортом, затраты, связанные с
перевозкой пассажиров - льготников, не возмещаются. Расходы на
возмещение этих затрат не предусмотрены даже в городском бюджете,
что является дискриминирующим условием по отношению к частным
перевозчикам, поскольку муниципальные транспортные предприятия
частичное возмещение таких затрат получают.
Бесплатная перевозка значительного числа пассажиров -
льготников отрицательно влияет на конечные результаты деятельности
перевозчиков, делает ее менее привлекательной, не прибыльной.
Данное обстоятельство может послужить фактором, сдерживающим
развитие конкуренции на рынке перевозки пассажиров автомобильным
транспортом в г. Благовещенске.
Таким образом, действия транспортной инспекции, выразившиеся в
принуждении частных перевозчиков бесплатно перевозить пассажиров -
льготников без получения компенсации связанных с этим затрат,
посредством привлечения таких перевозчиков к административной
ответственности, приводят к ограничению свободы
предпринимательской деятельности и ущемлению интересов
хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке перевозок
пассажиров автомобильным транспортом в г. Благовещенске,
следовательно, нарушают требования пункта 1 статьи 7 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках".
Руководствуясь п. 1 статьи 27 Федерального закона "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" и в соответствии с пунктом 2.12 Правил
рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства
Российской Федерации, решила:
1. Признать факт нарушения Амурским областным отделением
Российской транспортной инспекции пункта 1 ст. 7 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках".
2. Выдать Амурскому областному отделению Ространсинспекции
предписание о прекращении нарушения п. 1 ст. 7 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках".
3. Должностным лицам МАП России (территориального управления)
рассмотреть вопрос о _____________________________________________
(см. п. 2.14 Правил).
Председатель комиссии
Т.И.ЯКОВЛЕВА
Члены комиссии
У.Н.ТАРАСОВА
В.П.БОГУШ
В.И.МЕЛЬНИКОВА
Н.Г.МАКЕДОН
|